Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 20.04.2024, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS
teplo.ucoz.lv
Главная | Регистрация | Вход
Орнамент Белоруссии2


Орнамент Белоруссии2

Белорусский орнамент


Воскресенье, 27 Июня 2010 г. 13:58 (ссылка)
Процитировано 26 раз + в цитатник
Прочитало: 2 за час / 10 за сутки / 74 за неделю / 312 за месяц

Развитие изобразительного искусства Белоруссии происходило в тесном контакте с искусством России, Украины, Польши и Литвы, что, несомненно, носило прогрессивный характер.

Основными видами прикладного искусства были резьба по дереву и кости, керамика, ткачество и обработка металлов.

Традиционный белорусский орнамент по преимуществу геометрический. В средневековой Белоруссии славились мастерством резчики по дереву и камню, создавшие особый стиль - так называемую "белорусскую резьбу" - пышный растительный орнамент, в который вплетаются стилизованные изображения птиц и зверей. Иконостасы и царские врата православных храмов часто были настоящими произведениями искусства, свидетельствующими о талантливости белорусского народа.


 

Видное место в декоративном искусстве Белоруссии занимало производство изразцов для облицовки зданий. На сохранившихся керамических плитках XIV-XV веков можно увидеть скачущего всадника с обнаженной саблей и оленя с олененком. Изображение всадника близко гербу Великого княжества Литовского, получившего в последующие столетия распространение в геральдике, так и в изобразительном искусстве Белоруссии и Литвы.

Часто встречаются керамические плитки, украшенные цветами и растительными побегами. Излюбленными цветочными мотивами были василек и виноградная лоза.


 

Такие керамисты XVII в., как П.И. Заборский, Степан Иванов, прозванный Полубесом, Игнатий Максимов, были известными мастерами своего времени и работали не только у себя на родине, но и в русском государстве: сначала на строительстве Воскресенского храма в Ново-Иерусалимском монастыре, затем в Оружейной палате Московского Кремля. Замечательный керамический пояс Воскресенского собора, выполненный Степаном Полубесом, был украшен орнаментом, прозванным в народе "павлиний глаз". Декоративное убранство этого собора, оказало большое влияние на изразцовый декор зданий Москвы последних лет XVII в.

Искусство художественной обработки металлов получило распространение не менее, чем художественная керамика. Здесь в основном использовались изображения цветов и растительных побегов.


 

В XVIII в. в Уречье была основана мануфактура по изготовлению бытового и художественного стекла. Она выпускала украшенную алмазной гранью и гравировкой посуду и зеркальные медальоны с гравировкой, которые служили украшением парадных залов. Декор зеркал с гербами магнатов соединял в себе черты средневековья и элементы барокко. Уреческое стекло получило известность далеко за пределами Белоруссии - в Польше, Литве, России.

Очень популярными во второй половине XVIII - первой половине XIX в.стали протканные золотом и серебром шелковые так называемые слуцкие пояса. Этим названием они обязаны месту своего изготовления - Слуцку. В те времена их именовали "персидскими кушаками".


 

Орнаментальные композиции слуцких поясов, как правило, слагались из трех частей: узкой каймы, украшенной стилизованным растительным орнаментом, охватывающей пояс со всех сторон; основного поля пояса, оформленного несколько более спокойными орнаментальными формами и расчлененного довольно часто поперечными полосами, и двух прямоугольных клейм, расположенных по концам пояса, украшенных обычно одним, двумя вазонами, либо медальонами с цветами или крупными букетами, звездами, иногда геометрическими фигурами.


 

Мотивы флоры первоначально были заимствованы с Востока, но постепенно близко знакомые белорусским мастерам цветы - василек, колокольчик, кашка - заменили эти узоры. Пояса ткали двусторонними, когда их прокатывали на особых станках, блеск золотых и серебряных нитей еще более усиливался. Этот блеск в сочетании с яркостью узора, чистотой тонов - алого и синего, орнажевого и голубого - придавал слуцким поясам одновременно и нарядность и строгость. На углах пояса обычно ткались названия города и имя мастера, вначале латинскими буквами, позже кириллицей.

Будучи предметом мужской одежды, слуцкий пояс дал жизнь широко вошедшим в XIX в. в русский, а затем и европейский женский костюм тонким шерстяным шалям. Их узоры повторяли все элементы слуцких поясов.


 

Среди ремесленных изделий первой половины XIX в. выделяются ткацкие изделия, ковры с растительным орнаментом, близкие по технике исполнения к украинским безворсовым килимам. В настоящее время выпускаются ворсовые ковры с белорусским геометрическим узором и декоративными мотивами слуцких поясов.

Для ткачества характерной особенностью является использование натурального цвета материала: сурового тона льняной нити, коричневых оттенков шерстяной пряжи. Излюбленными сочетаниями цветов в окрашенных тканях стали сочетания красного с синим цветом, красного с фиолетовым, зеленого с желтым. В орнаментике преобладают геометрические мотивы (обычно вариации ромба и квадрата).


 

На протяжении нескольких столетий в изобразительном искусстве Белоруссии были созданы произведения большой художественной ценности. Они свидетельствуют об удивительной одаренности белорусского народа.
 

Продолжение в комментариях

Основные источники:
- Л.В. Фокина, "Орнамент", серия: Высш.обр.,- Изд-во: Феникс, 2007г. - 208с.
- Кацар М.С. "Беларускі арнамент: Ткацтва. Вышыўка / Белорусский орнамент": Ткачество. Вышивка
- http://uzor.iatp.by/

http://art-blog.su/post129293938/



Copyright MyCorp © 2024