Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 31.05.2020, 03:37
Приветствую Вас Гость | RSS
teplo.ucoz.lv
Главная | Регистрация | Вход
Вышиванки-украинские национальные рубихи


Вышиванки - украинские нацинональные рубахи
«Вышиванку ни за какие деньги не продам…»
Общество
16.07.2009, 13:44 // Елена Усенко, для «Новой» газеты
«Вышиванку ни за какие деньги не продам…»
Что бы ни говорили современные модницы, одевающиеся в дорогих бутиках, о нашем национальном стиле одежды, обзавестись вышиванкой было моей давнишней мечтой. Ведь что может быть стильнее, чем сочетать ее с джинсами (плюс туфли на каблуке и нужного цвета пояс) или черной юбкой до колен?!

Потому-то поехав этим летом на Ивано-Франковщину, первым делом посетила знаменитый базар в Косове (там вышиванок — пруд пруди, одна краше другой!) и купила сорочку ручной работы, расшитую голубыми нитками. Уже в Киеве, надев обновку, встретилась с друзьями — никому и в голову не пришло сказать, что выгляжу несовременно: сочетание национального и современного стилей создает необычный шарм.

Не зря сорочки-вышиванки служили своеобразным проходным билетом на открытии столичного музея под открытым небом под названием «Мамаева слобода» — в них там щеголяли все без исключения, от мала до велика.

«Это красиво, а значит — модно!»

Вышитые сорочки были обычной одеждой моих прабабушек. А вот современная девушка в вышиванке, которая вдруг решила прогуляться по киевским улицам, еще совсем недавно воспринималась народом как минимум непривычно. Знаю это не понаслышке: когда-то в виде эксперимента надела сорочку подруги и отправилась на Майдан — посмотреть на реакцию киевлян. Пока доехала, чуть… замуж не позвали! Причем потенциальные кавалеры уже тогда обращались ко мне на чистом украинском! Неужели, чтобы заговорить на родном языке, им нужен такой стимул?! Один даже заявил, что у него дома тоже есть сорочка-вышиванка, но вот ходить в ней он стесняется. То ли дело сейчас, когда в вышиванки одевается все больше народу: в свой первый день «Мамаева слобода» превратилась в настоящий их вернисаж! «Новая» решила выяснить, что же побудило людей надеть национальную одежду — обещание организаторов пропустить бесплатно, гипертрофированная любовь к вышиванкам семьи президента, заставившая «полюбить» их чуть ли не всю чиновничью братию, или что-то еще? «При чем тут политика? — улыбнулась девушка у ворот «Слободы». — Это красиво, а значит — модно!»

Вошли с фотографом на территорию этого казацкого поселка — и глаза разбежались: каких только вышиванок здесь не было! На маленьком клочке земли в центре Киева вдруг собралась вся Украина. Киевщину представили сорочки с растительными орнаментами — различными цветочками-ягодками. Но в особом почете у столичной области — роскошные гроздья винограда. Впрочем, их вышивать достаточно сложно, и мастерицы, которые шьют на заказ, берутся за такие узоры не очень охотно. Традиционная цветовая палитра региона — воспетый поэтом красный и черный тона. Черниговская область предпочла белый, черный, комбинацию черного с красным и белый с вкраплениями красного цвета. Свои растительные орнаменты местные мастерицы любят сочетать с геометрическими фигурами. Так что если видишь вышитые ромбики — знай, корнями они уходят на Черниговщину! А вот родина Гоголя Полтавщина — ее сорочки исполнялись в светлых тонах — сильно контрастировала с разноцветными узорами подольских сорочек. Но самые яркие — вышиванки гуцульских и закарпатских мастериц. К слову, их здесь можно было и купить. Цены — как везде: от 200 до 1500 грн за расшитые бисером.

Необычную трактовку цветовой гаммы услышала от киевлянина Николая Фицы. «Красный цвет на моей рубашке (я купил ее в Карпатах) символизирует жизнь, — по-философски рассудил он, — а черный — смерть.Что значит символика, сказать сложно: это же наша с вами история, возможно,еще с дохристианских времен».

«Без вышиванки когда-то и замуж не брали…»

«Эту, в которой я приехала сюда, расшитую красными и черными нитками, лет 20 назад купила в небольшом магазинчике украинской вышивки — он был когда-то возле кинотеатра на Крещатике, — поделилась с «Новой» Нина Кулик. — Откуда пошла символика? Думаю, с Житомирщины, откуда родом и я…» Женщина рассказала, что сама тоже вышивает — любовь к вышивке унаследовала от матери, а та переняла секреты мастерства еще от бабушки. «У нас в семье всегда было много вышиванок, — продолжает моя собеседница, — и носили их с радостью. Кроме этой, есть и сшитая собственными руками: хотя раньше приданое дочерям готовила мать, каждая девушка тоже должна была вышить себе сорочку, иначе ее и замуж бы не взяли — кому нужны ленивые?!» И поделилась: у нее в закромах хранятся и сорочки, и вышитые рушники (даже свадебный), и украшенные узорами наволочки. Причем в шкафу они не пылятся — один рушник, к примеру, лежит на телевизоре и та-ак оживляет современную технику!

.

Нина Кулик посетовала, что современная молодежь равнодушна к национальной одежде. Но разве можно с ней согласиться? В вышиванках были как взрослые, так и дети. Четырехлетней киевлянке Дашеньке сорочку подарили. Правда, девочка так и не вспомнила, кто сделал такой презент, но она ее очень любит и уверенно заявила, что и сама хочет научиться вышивать. А умеет ли вышивать ее мама? Дашенька этого не знала — убежала выяснять. А вот 8-летняя Виталинка Грынив уже учится обшивать стежками горчичного света одежки для куклы. Рубашку, которая была на девочке, вышила и подарила племяннице ее тетя.

Встречаем семью иностранцев. Детишки увлеченно болтают на английском, а отец — в очень яркой вышитой сорочке — удивленно глазеет вокруг. Его жена Богдана поведала (сама она родом из Западной Украины — откуда и красивый диалект украинского), что прибыли они из Канады, а рубашку ее мужу одолжил тесть. Пока общаемся, подходит девушка в необычном национальном костюме, отделанном декоративной вышивкой, — это конный каскадер Наташа Спорына, она выступала здесь с номером. Как увлеклась столь необычным для девушки занятием? «Однажды просто пришла покататься на лошадях, — улыбается она, — а уйти так и не смогла». К своим костюмам относится с уважением — убеждена, что «каждый рисунок имеет какое-то значение».

«Красный — это жизнь, черный — смерть…»

Необычную трактовку цветовой гаммы услышала от киевлянина Николая Фицы. «Красный цвет на моей рубашке (я купил ее в Карпатах) символизирует жизнь, — по-философски рассудил он, — а черный — смерть. Что значит символика, сказать сложно: это же наша с вами история, возможно, еще с дохристианских времен». Говорит, что к вышивке с трепетом относится еще с детства — вышивала мать и учила своих детей уважать все национальное. И он до сих пор хранит и вышитые ею рушники, и бабушкины иконы, которым уже более 150 лет. «Вот и сегодня, — доставая из кулька сверток, поделился мужчина, — я купил здесь рубашку своему сыну — уж очень красиво смотрится белый узор на белой ткани…»

.

В Западной Украине обзавелась вышиванкой и Галина Пасичник — руководитель кружка «Мир игрушки». Но шьет и сама: пообещала, что в следующий раз приедет сюда уже в вышитой своими руками рубашке. А вот 16-летней киевлянке Виктории рубашка досталась в наследство от прабабушки, поэтому девушка ее очень бережет. «Я собираюсь стать дизайнером, а национальные орнаменты — это настоящий шик, — признается девушка, — да и в этой рубашке — кусочек истории моей семьи, поэтому никому и ни за какие деньги ее не отдам…» Слыша, с какой уверенностью говорит девушка о бабушкином наследстве, понимаешь — от слова своего не отступит.

.

Кстати, вышитое крестиком наследство есть не только у Вики — Ольге Клименко из Коростеня Житомирской области рубашка досталась от матери. Однако, по словам женщины, ее пришлось немного реконструировать, но от этого она не стала менее дорога. «У меня есть еще одна, а сейчас я, используя старинные орнаменты, вышиваю рубашку своему внуку, — сказала эта хранительница культуры нашего с вами народа, — когда закончу — вышью себе такую, как

была у матери…» Вышивать Ольгу научила мама, хотя,

вспоминает она, при Союзе вышивку считали занятием, не достойным советского человека. Но она все равно сохранила все, что вышло из-под иголки ее матери и старшей сестры Ганны. «У Гани иголка так и мелькала — у меня так быстро не получалось, — делится она сокровенным, — но за жизнь работ накопилось достаточно — и я теперь подумываю: а не организовать ли маленькую выставку?! А что? Пусть люди посмотрят. Не так давно я вышила даже икону пресвятой Богородицы Покровы, освятила ее, сделала рамку, и очень даже уж неплохо вышло».

Ольга Клименко утверждает, что раньше обычные люди над символикой не задумывались — просто вышивали все, что шло от сердца. Да и нитки брали те, что были. «Символы, наверное, как-то охраняют, вот у меня на рубашке все непрерывное, а это уже оберег», — говорит она. В собственноручно расшитом крестиком платье по Киеву она ходит с конца девяностых. На улице ее даже как-то упрекнули: дескать, «ходишь как украинка». Она в ответ — «не как украинка, а я украинка и есть». «Так хочется, — сказала она на прощанье, — чтобы Украина, наконец, проснулась и украинцы ощутили себя нацией, а не жителями чьей-то окраины…»

Если честно, давно пора. Впрочем, мы таки начали просыпаться. Уже поздно вечером зашла в Интернет — забила в поисковик «вышитая сорочка». Нашла все: варианты орнаментов, предложения современных мастериц из разных регионов страны, цены (от 150 за детскую до 2000 грн за взрослые в зависимости от сложности работы). А еще — отзыв 24-летнего Думающего из Харькова на одном из форумов: «Не стоит надевать вышиванку ради показухи — мол, вот я какой патриот! — это хорошая стильная одежда, которая ничем не хуже заграничных шмоток…» И, что самое интересное, другие его участники с ним согласились. Так что еще не все потеряно.

Фото Виктория Усенко

вышиванка
http://novaya.com.ua/




http://stitchfanclub.com/forum/post/118645.html

http://obozrevatel.com/


Copyright MyCorp © 2020